Выставочный проект «Беларусь в движении: к 80-летию со дня образования Минского автомобильного завода».
09.08.2024Национальный архив Республики Беларусь, Белорусский государственный архив научно-технической документации и Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов подготовили совместный выставочный проект «Беларусь в движении: к 80-летию со дня образования Минского автомобильного завода».
Минский автомобильный завод (МАЗ) является одним из ведущих предприятий автомобильной промышленности современной Беларуси и бывшего СССР. На протяжении десятилетий завод не только успешно конкурировал на мировом рынке автомобильной техники, но и укреплял свои позиции благодаря постоянному совершенствованию производственных технологий и развитию новых моделей транспортных средств.
История белорусского автомобилестроения началась еще в 1942 г. Именно в этом году в Москве, с целью определения послевоенного машинного производства, состоялось совещание управляющего и рабочего персонала советских автозаводов. На совещании были установлены основные показатели будущего минского автомобиля: грузоподъемность 7000 кг, собственный вес 6200 кг, скорость 60 км/час, мощностью двигателя 110 л.с. Тогда еще не было разговора о создании Минского автозавода, и в качестве базы для производства такого автомобиля был принят Ярославский автозавод. Однако, после освобождения Минска, постановлением № 6360 от 9 августа 1944 г. Государственный комитет обороны СССР объявил о создании Минского автомобильного завода, именуемого автосборочным. Это решение стало частью программы по восстановлению народного хозяйства и развитию промышленности БССР.
26 августа 1945 г. постановлением № 9905с Государственный комитет обороны преобразовал Минский автосборочный завод в полноценный автомобильный завод с организацией на нём производства автомобилей МАЗ «двухсотого семейства».
7 ноября 1947 г. первые автомобили МАЗ-205 в праздничной колонне демонстративно прошли по улицам Минска. В 1948 г. была выпущена отладочная партия, а на 1949 г. завод принял план по выпуску тяжелых дизельных автомобилей. Постепенно расширялся ассортимент продукции, внедрялись новые технологии. Завод начал активно сотрудничать с научно-исследовательскими институтами и другими предприятиями автомобильной промышленности.
Среди первых автомобилей Минского автомобильного завода также был МАЗ-200, выпускавшейся с 1947 по 1962 гг. и имевший грузоподъемность 5..7 тонн. Этот автомобиль был приспособлен для работы с прицепом, что сделало его незаменимым в условиях послевоенного восстановления.
Сегодня Минский автомобильный завод продолжает оставаться ведущим производителем грузовых автомобилей в Беларуси и на постсоветском пространстве. Завод выпускает широкий ассортимент продукции, включая тягачи, самосвалы, автобусы и специальные автомобили. Современные модели МАЗа соответствуют высоким требованиям качества и надежности, что позволяет им успешно конкурировать на мировом рынке.
Минский автомобильный завод, пройдя долгий путь развития и прогресса, остается символом технического прогресса и промышленной мощи Беларуси.
Материал подготовлен на основании статьи БГАНТД.